^Back To Top
  
  
  
Get Adobe Flash player

Меню сайта

Родителям от логопеда

Евстигнеева Светлана Николаевна,
учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад № 41"
 
Содержание коррекционной работы с детьми раннего возраста по профилактике речевых нарушений
   Ранний возраст – чрезвычайно ответственный период психического и физического развития детей. В первые три года жизни закладывается фундамент для формирования многих психических функций и важных способностей ребёнка, оказывающих большое влияние на всестороннее развитие человека. Эмоционально-личностное общение, предметно-действенное сотрудничество, доверие к окружающим, эмоциональная отзывчивость, познавательная активность, целенаправленность, любознательность, настойчивость – формирование этих качеств невозможно без участия взрослых, ведь именно с ними малыш вступает в сотрудничество, являющееся основой развития ребёнка раннего возраста.
   Для достижения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми необходимо раннее выявление нарушений развития ребёнка, что предупреждает появление вторичных осложнений. При этом важно выявить не только отклонения от нормы, но и определить имеющиеся у ребёнка компенсаторные возможности, опираясь на которые специалисты ДОУ помогут малышу справиться с нарушением в развитии.
   Проблемы психического и физического развития часто наблюдаются уже в раннем возрасте, следовательно коррекционную работу необходимо начинать на ранних возрастных этапах. Это объясняетя тем, что именно в раннем возрасте у детей наблюдается необычайная пластичность мозга, его высокая восприимчивость к коррекционно-педагогическому воздействию. Таким образом, правильно подобранные методы и приёмы коррекционно-педагогической работы, помогут значительно ослабить влияние первичного дефекта на психофизическое развитие ребёнка. 
   Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста в соответствие с ФГОС ДО и ФАОП ДО направлено на создание необходимой коррекции недостатков в психическом и физическом развитии детей, социальную адаптацию воспитанников и комплексную подготовку к дальнейшему усвоению образовательной программы.
 
Этапы коррекционной работы с детьми раннего возраста с нарушением речи.
  1. Наблюдение за ребёнком (в общении со сверстниками, с родителями, с воспитателем; в самостоятельной и игровой деятельности).
  2. Установление эмоционально-личностного контакта с ребёнком (использование ярких игрушек, интересующих ребёнка, включение в игровую и предметную деятельность с ребёнком).
  3. Комплексное обследование ребёнка:
    - сбор анамнеза;
    - диагностика на основе комплексного исследования ( предложение заданий на определение сформированности речевой и познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, пространственной ориентировки, фонетико-фонематического строя, мелкой и общей моторики);
    -оценка выполнения заданий (познавательная сфера: отмечается заинтересованность, самостоятельность выполнения задания, умение соотносить свои действия и находить правильное решение, выполнять задание по образцу, сравнивать, показывать и, при возможности, называть цвета, размер, форму; состояние речевой деятельности: отмечается качество и количество активного и пассивного словарей, понимание речи, наличие речевой инициативы, фразовой речи; мелкая моторика: отмечается скоординированность пальцев и кистей рук, плавность, переключение с одной позиции на другую, скорость движений, планирование последовательности выполнения, сосредоточенность, самостоятельность, утомляемость; общая моторика: отмечается напряжение и покачивание туловища, удерживание равновесия, согласованное движение рук и ног, переключение с одного движения на другое; состояние речевого аппарата: отмечается строение губ, зубного ряда, прикуса, языка, твёрдого нёба, мягкого нёба; фонетико-фонематический стой речи: правильность произношения отдельных звуков речи, особенности голоса, темпа и ритма).
  4. Коррекционная логопедическая работа с детьми:
    - воспитание неречевого и речевого внимания, развитие понимания одно- и двухсложных инструкций, при дальнейшем совершенствовании речевых возможностей детей – доступных по возрасту текстов, коротких стихов, сказок;
    - преодоление неречевого и речевого негативизма;
    - вызывание потребности в речевом высказывании;
    - стимуляция к появлению первых слов и использованию отдельных слов в роли предложений, позднее – формирование умения составлять предложения из 2-4 слов;
     - создание возможностей для реализации ребенком в общении двухсловного высказывания, по мере совершенствования  речевой деятельности – участие в несложном диалоге;
     - стимуляция к появлению первых грамматических отношений между словами, в перспективе – усвоение  отдельных падежных форм существительных, видов глаголов, личных местоимений, некоторых прилагательных, наречий, предлогов;
    - совершенствование процесса рассматривания предметов и расширение возможностей зрительно-двигательных координаций      ( установление взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и называнием его логопедом);
    - развитие представления о свойствах предмета ( цвет, размер, форма);
    - подбор заданий на использование орудийных и соотносящих действий наглядно-действенной формы мышления (при необходимости в процесс решения мыслительных задач ребенком включается речь взрослого, что последовательно стимулирует самостоятельные речевые реакции ребенка в аналогичных ситуациях);
    - использование игровых ситуаций при формировании и развитии первых практических представлений детей  о звуках и словах (применение речевого и наглядного материала, включающего сначала гласные звуки, далее – согласные, их сочетания и дифференциацию, использование в словах и фразах);
    - использование игровых приёмов, рисунков-символов для повышения интереса при проведении артикуляционной гимнастики;
    - развитие мелкой моторики, проведение массажа кистей рук и  пальчиковой гимнастики;
    - закрепление речевого материала в процессе различных видв деятельности детей;
    - стимулирование возникновения и развития совместной речевой деятельности взрослого и ребёнка в процессе предметно-практического взаимодействия, имеющего ведущее значение на этапе раннего развития.
  Таким образом, программа коррекционной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию.
***** 
Памятка для самых любящих родителей
   Воспитание – это сложный творческий процесс, направленный на формирование личности человека. Оно влияет на все стороны жизни и требует от родителей умения понимать и уважать уникальность каждого ребёнка, находить способы помочь ему стать успешным и счастливым.
   В настоящее время внимание педагогов и психологов привлечено к проблемам раннего возраста, т.е. к развитию малышей от 0 до 3 лет. Этот удивительный период характеризуется наиболее интенсивным нравственным и познавательным развитием, формированием физического и психического здоровья. Общение и совместная деятельность со взрослым – это фундамент гармоничного развития и воспитания малыша в этот период.
   Основные принципы воспитания включают в себя любовь, поддержку, уважение, внимание и терпение. Родители должны общаться с детьми, развивать их умственные и физические способности, формировать их
социальную и эмоциональную сферу. Однако, не стоит забывать:
  • Любые нагрузки должны соответствовать возрасту и возможностям малыша. Избегайте переутомления, симптомы которого проявляются:
    – в вялом, сонливом состоянии, малоподвижном образе жизни;
    – в пониженном уровне внимания и времени его концентрации на одном деле;
    – в плохом запоминании и забывчивости;
    – в раздражении на любые действия и слова, сказанные в адрес ребёнка;
    – в сбое работы иммунной системы, частых болезнях.
  • Развивая речь малыша старайтесь избегать:
    – применение недоброжелательных интонаций в процессе общения с ребёнком;
    – загромождение памяти малыша сложными фразами, непосильными для него стихотворениями и непонятными взрослыми текстами;
    – привычку копировать несовершенную детскую речь;
    – длительные контакты малыша с людьми, имеющими речевые нарушения;
    – невнимания к речи ребёнка, к его словам и фразам;
    – длительных просмотров мультиков и фильмов, прослушивания аудио программ.
  • Два – три года – это период активнейшего развития сенсомоторной и эмоциональной сферы малыша. Благодаря особенностям созревания мозга дети с рождения имеют способности к восприятию большого количества информации. Обучая ребёнка исключите:
    – занятия, не соответствующие возрасту и уровню развития малыша;
    – сравнение успехов и достижений своего ребёнка с успехами других детей, тем более если сравнение не в пользу вашего малыша;
    – проведение долгих (более 15 минут) занятий;
    – скуку и затянутость в преподнесении материала (занятия для детей раннего возраста должны проводиться только в игровой форме, учитывать возраст и индивидуальные возможности малыша);
    – перегрузки и переутомление детей, ведь это снижает работоспособность и может привести к серьёзным физическим и психическим заболеваниям.
     Таким образом, проявляя заботу о малыше с первых дней жизни, показывая разнообразие явлений и предметов окружающего мира, обучая ребёнка жизненно важным правилам поведения, любящие родители формируют развитие личности своего малыша и создают прочный фундамент для дальнейшего успешного развития ребёнка.
 
Copyright © 2014-2022.