^Back To Top
Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Физиологическая готовность ребенка к школеЭтот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п. Психологическая готовность ребенка к школеПсихологический аспект включает в себя три компонента: 1. Интеллектуальная готовность к школе означает:• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний;• он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления. 2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются. 3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;• наличие интереса к учению и получению новых знаний;• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела. Познавательная готовность ребенка к школеДанный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?1) Внимание.• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.2) Математика.• Цифры от 0 до 10.• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.• Арифметические знаки: «+», «-» , «=».• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.3)3) Память.• Запоминание 10-12 картинок.• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.• Пересказывание текста из 4-5 предложений.4) Мышление.• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.• Складывать пазлы без помощи взрослого.• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик. 5) Мелкая моторика.• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.• Выполнять аппликации.6) Речь.• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.• Понимать и объяснять смысл пословиц.• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.• Различать в словах буквы и звуки.7) Окружающий мир.• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.